Захотелось развить мастерство в распутывании узелков взаимоотношений, чтобы расширить свой арсенал коуча и карьерного консультанта. Все больше в моей практике приходит кейсов про команды, конфликты и лидерство. Может, время такое, а может, просто моя фокусировка так работает.
Изучать групповые динамики решил без раскачки, резким прыжком в самую сердцевину процессов – такой подход предлагает Тавистокский институт человеческих отношений (TIHR), у нас его реализует Group Relations Russia, проводя Воркшопы по изучению групповой динамики. Это иммерсивный подход – трехдневная, довольно интенсивная работа в группе с последующей рефлексией (как индивидуальной, так и групповой). На воркшопе время течет иначе. Дни спрессованы внутренними событиями и разворачивающимися динамиками настолько плотно, что становятся эквивалентными неделям обычной жизни.
Обучение крутое, дарит много инсайтов, но к такой нестандартной иммерсивности нужно хорошо подготовиться и физически, и морально. Лучше сразу взять выходной на следующий день для переваривания рефлексий, наблюдений и практических выводов.
Поделюсь калейдоскопом своих наблюдений за группами в моменты их зарождения, роста и распада:
1. ЕСТЬ ЛИ ЛИДЕР. Первый групповой вызов – решить, кто станет лидером группы и принять это решение, согласиться с ним. Если лидер группы не определен, не будет ни развития, ни совместной работы. Группа не сможет продвигаться, будет заболачиваться, тонуть в скрытых противостояниях.
2. СОПЕРНИЧЕСТВО КАК ДАННОСТЬ. Как только возникает группа, тут же рождается внутригрупповое соперничество и выстраивается иерархия. Борьбы за власть избежать невозможно. Так группа строит свою идентичность и приходит к слаженному взаимодействию. «Давайте будем все на равных, будем все пушистые и бирюзовые» не работает при формировании группы.
3. ЗАЧЕМ ГРУППЕ ИЗГОЙ. Когда группа отвергает какого-то члена команды, она не принимает какую-то важную групповую динамику в своем поле. Изгой своим поведением дает группе и лидеру подсказку, что идет процесс отщепления важной части/энергии группы. Расшифровка и принятие этого сигнала – путеводная нить для дальнейшего развития и здоровья всей группы.
4. ФОРМАЛЬНЫЙ ЛИДЕР. Не обязательно лидер группы, одобренный единогласно, будет являться ее лидером по сути. Это может быть просто формальная фигура. Формальный лидер. Почему именно он попадает на это место? Причин может быть много. Например, именно этот человек лучше всего закрывает какую-то общую потребность группы. Или более сильный, истинный лидер пока не готов к открытой борьбе за власть и выбирает тактику выжидания. Нередко именно истинный лидер выдвигает и поддерживает кандидатуру лидера формального и способствует его «назначению». При этом постоянно идет испытание лидерства на прочность. В любой момент может произойти следующий цикл ролевой перестановки и передача властного мандата другому лидеру.
5. ИСТИННЫЙ ЛИДЕР. Рядом с формальным лидером часто появляется теневой лидер (серый кардинал). Основные динамики порой закручивает именно «второй номер» и делает это невероятно искусно. Он хорошо чувствует, как лучше влиять на авторизованного лидера, что сказать, где промолчать. Зачастую, именно благодаря его усилиям, группа приходит к текущей расстановке сил.
6. ЛИДЕР vs ГРУППА. Группа может использовать авторизованного/подтверждённого лидера, как марионетку, но и лидер может использовать группу в своих целях. Кто кого? Это, конечно, «кривая» конструкция. Групповая динамика станет выправляться, когда лидер начнет работать на общие цели. Тогда группа автоматически будет усиливать лидера. Это происходит, когда в групповое пространство входит честный диалог, создается безопасность и появляется самая главная валюта в отношениях группы – доверие. Терки за власть сменяются истинным лидерством. Появляется шанс на построение единого целого. Но это только начало пути к единству и долголетию группы.
7. ПАРЫ ВНУТРИ ГРУППЫ. Как правило, на каком-то этапе жизни группы создаются внутренние пары. Паре легче, чем одиночке, продвинуть свою идею, отстоять ее перед сильным лидером или всей группой. Процесс образования пар является деструктивным сценарием групповой динамики наряду с формальным лидерством или зависимостью группы от властного лидера.
8. ГРУППОВЫЕ ПРАВИЛА. Например, группа продвинулась, решила первичные вызовы, образовалась, как целое со своей особой идентичностью и иерархией, но дальше без выбора и согласованности цели не будет развития. Получается, что цель, правила, распределение ролей и полномочий – это скелет группы. Без этих элементов группа не состоится или быстро разрушится.
9. ВНЕШНИЙ ВРАГ. Группа может разрушиться сама, а может быть разрушена более сильной и сплоченной группой. При этом, угроза внешнего силового воздействия или поглощения может взбодрить слабую группу, дать ей новую энергию, шанс для более прочной групповой пересборки. Да-да, внешний враг делает нас сильнее.
10. АКТУАЛЬНОСТЬ ОБЩЕЙ ЦЕЛИ. Общая принятая цель на первых порах продвигает вперед, но со временем может ограничивать как группу в целом, так и каждого ее члена в отдельности. Поэтому нужна постоянная перепроверка цели на ее актуальность. Самоуспокоений и почиваний на лаврах в групповых динамиках быть не должно.
11. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ – КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА ГРУППЫ. Члены группы генерят мегатонны энергии – группового психического топлива, которое или потопит группу, или даст ей суперсилу и кратный рост. Так возникает групповая динамика. Крут тот лидер, который умеет управлять отношениями внутри группы. Круто, когда лидер чувствует групповую динамику и умеет ею управлять, когда он может каждому дать пространство для проявлений, когда способен быть большим контейнером и вмещать разные эмоции: гнев, слабость, страх, радость, соперничество и сотрудничество. Игнорировать динамику – не вариант, если группа хочет выжить и быть здоровой единицей. Групповая динамика любит внимание к себе, тогда она становится покорной и управляемой, отвечает теплом. И это очень увлекательно – давать групповой динамике разворачиваться, быть проявленной, не гася ее излишним контролем и насилием.
12. ЛИЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ. Счастлив тот участник группы, которому удалось нащупать правильный динамический баланс своей личной автономности и общности внутри группы, сохранить свою уникальную идентичность в общей идентичности группы.
Автор статьи – Денис Рощин, основатель Высшей школы карьерного консультирования (ВШКК)